Personal project of Moscow sculptress Eugenia Kudrina
главная биография галерея art-тренинг статьи и интервью афиша контакт
ewkudr@rambler.ru
 
 

ПЕРСОНАЖИ

Нетрадиционная скульптура
 «Московская Палитра» Москва 1996г.

На границе

 

Эту границу охраняют колдуньи, женщины с пленительной, но мрачноватой  тайной, скрытой в каждом из трёх глаз; менее всего они похожи на доблестных пограничников – и вот, надо же- поставлены на страже, и обитают там на нейтральной полосе, проведённой между нашим бестолковым миром и прозрачной тундрой бессмертия, где космический лёд сохраняет тени забытых предков и куда в своё время сослали вышедших из строя духов среднего мира. Я вовсе не собираюсь причислить Женю Кудрину к сторожевому отряду, но Ю право же, в её скульптуре Сведенборг разобрался бы лучше нынешнего искусствоведа. Творчество её куда как современно сегодня. Но специалисты прошлых времён, от шамана до Гофмана, умели лучше описывать явления, воплощённые в идолах и в куклах.

 

Ростом невелики, размером с куклу, они встретились мне впервые в кукольной галерее «Роза Азора».        

 

Рядом с фарфоровыми графинями в шляпах, перьях, корсетах, оказались идолы, которым место в урочище и в капище, хотя они и равнодушны к месту пребывания: пространство, в котором они существуют, заложено в них в свёрнутом виде.

А пройти мимо нельзя – молча они повелевают остановиться и поворачивают лицом к себе.

Они были деревянные.

 

Они были само дерево, но какое-то уж очень древнее, постарше Древа Познания Добра и Зла.

 

Вне сомнений, деревянный этот народец восходил ко временам, когда дерево чтили, как прародителя, с полным пониманием его величия, но по-свойски, всё-таки родня.

Здесь властвовала первобытность в очищенном смысле: «первые» «были». И потому напрасно под руками вертится слово «монументальность», оно совершенно неуместно рядом с первозданностью, ставшей стилем, когда о монументах не было и речи.

Между тем, это странные идолы, поскольку изо всех сил стремятся освоить чувства людей и вообще их явно занимают такие существа, как люди.

 

Краткие человеческие скорби, отражаясь в их диких ликах, обретают свойства вечности, а складка печати между узких бровей попала в трещину самой древесины.

Раскрашенные, одетые в платья и даже обутые в тапочки, они порой выдают себя за кукол, знакомых с гребёнкой и губной помадой. В этом был бы некий курьёз, когда б они не сохраняли в любом обличье истовую напряжённую серьёзность. И приобщаясь к цивилизации они ни на миг не расстаются со своей глубинной мощью, - она не допускает их менять позу, искать ракурс или движение неповоротливому  корпусу. Силы , скрытые внутри деревянного тела, охраняются самой формой.

 

Они производят впечатление созданий, оживающих в ночи. Вряд ли они, подобно Щелкунчику, станут бегать по полкам шкафа, едва пробьёт полночь, наверное, они и ночью остаются верны своей столь значимой неподвижности и не растратят в пространство свою сокровенную тайну.

 

Лик их может принять простоватое  выражение или сходство со средневековым аскетом, а то и с деревенской русалкой, но всё равно в них замкнута их собственная крупномасштабная тайна, доступная лишь Кудриной и прочно скрытая от нас.

 

Именно это мучительно прельщает в идолах,- я называю их так, потому что не знаю, как сказать иначе. Поэтому, когда Кудрина устраивает им какой-то ей известный карнавал, наряжает их в короны, в шарики, во что-то зыбкое и неверное, мне кажется, они вступают в эти игры из вежливости и полного доверия к их повелительнице и их покорной ученице.

 

Время сейчас выпало такое, когда художнику открывается разное, а чаще всего какие-то глубины, колодцы и корни.

 

Только оказалось – мирозданье устроено иначе, чем мы предполагали, и заглянув в колодец , скульптор найдёт там . в глубине, небесного ангела  с отчаянным голубым глазом и крыльями, скованными и  обречённо погасшими.

 

И уж бесспорно прямо в небеса намерена прорасти эта ёлка с её толстыми деревянными лапами, растерявшая зелёную краску похожая на древесный гриб и на лесную давнюю часовню: в ней есть нечто от деревенского жилья, и она – дерево, равная самой себе. А куклы, населившие её, доказывают её причастность к семейству мировых деревьев,  воспетых в мифах и обучивших человека мудрой науке мифотворчества.

Во всём, что делает Кудрина, не вижу влияний или веяний времени. Думаю, так она работала бы всегда; её деревянные создания не болтливы, но достаточно говорят о ней самой.

 

Они свидетельствуют о натуре сильной, о напряжённой душе, о прирождённом Знании о предметах, которым нельзя обучиться.

 

Их либо знаешь – либо нет.

                                                                                

Ирина Уварова искусствовед ,кандидат искусствоведческих  наук , старший научный сотрудник Института Искусствознания, главный редактор журнала «КУКАРТ»

 
 
 

СТАТЬЯ В ГАЗЕТЕ «МОСКОВСКАЯ ПРАВДА»

                                                                                         

                                                                                         Раздел «Культура»     17. 07. 2006г.

 

 

Миф о том, что Ева была сотворена из ребра Адама, знают многие . Мужчины даже почитают его, поскольку он предполагает «вторичность» женщины, то есть её вторую роль во всём, и собственное первенство. Что ж, соглашусь, сильный пол во многом занимает лидирующие позиции. И в искусстве, в частности . Но вот наверняка могу утверждать, что в качестве объектов для написания и ваяния художники обоих полов во все времена предпочитали женщину – Еву, Музу, Прародительницу. Есть и такие, кто вообще не создаёт мужских портретов.  И Евгения Кудрина – одна из них.

 

Скульптора часто спрашивают, почему? Среди нескольких существующих вариантах ответов мне достался следующий: «У мужчин же – бесконечные ноги, их надо делать всегда и никуда от них не деться. Почти у всех моих дамочек они скрыты юбкой, к форме которой располагает материал. В крайнем случае есть две небольшие ступни. Но это мелочь по сравнению с тем, как надо трудиться над выпиливанием нижней половины мужского туловища…»

 

Евгения говорит и улыбается. Лукавит? По части нежелания  приложить лишние усилия – конечно. Трудолюбие – одно из качеств выпускницы Пензенского художественного училища им. Савицкого. Наравне с удивительной женственностью, мягкостью, плавностью всех её черт .Она похожа на свои работы. Вернее они похожи на неё. И это понятно .Любой художник может назвать своё творение ребёнком. А дети обычно повторяют своих родителей. И в скульптуре это особенно заметно.

 

Да и материал, с которым работает Евгения, способствует характеру создаваемых образов. Дерево – липа, дуб, сосна, берёза – всегда живое, тёплое, говорящее, хранящее свою историю. Её Женщины – большие и малые, обнажённые или одетые в ситец и кружева, с птицами или с цветами в руках – удивительно добрые, светлые, нежные. Дородные «тётки» и маленькие девочки – вовсе не русские красавицы с широкими лицами и «кустодиевскими» размерами. Большинство пропорциональные и стройные, с удлинёнными лицами, простыми причёсками, с руками вдоль тела, ведь вытесана каждая из бревна.

 

Евгения призналась, что дерево само направляет художника во время работы, беззвучно разговаривает с ним, становиться податливым  под рукой мастера, вдыхающего душу с каждым движением инструмента.

 

Набор подручных средств Кудриной прост – топор, киянка, две стамески. Примитивные орудия, а результат – произведение высокого искусства в прямом смысле слова. Не перестают удивляться  такой  закономерности люди, приходящие на мастер-классы, которые Евгения проводит постоянно. И у себя дома в городской квартире подмосковного Домодедова и в мастерской в деревне в Ивановской области, и прямо в зале, где проходит выставка. Или на пленере, если экспозиция расположена рядом с парковой зоной, или является таковой, как , например, Новоиерусалимский монастырь в подмосковной Истре. И освоенное новое дело превращается в  любимое хобби и даже страсть, как превращается в живого человечка простое полешко, к которому приложит руку Евгения Кудрина.

                                                                          

                                                                                        Оксана Мерзликина

 
 
 
 

Евгения Кудрина
 

Выставка скульптур из дерева Евгении Кудриной (Москва) «Души и дерева созвучие» открываетс­я в галерее искусств «Э» 29 марта.
По признанию Евгении, она ощущает и воспринима­ет дерево как живой и одухотворё­нный материал, — «Даже после его сруба, дерево продолжает­ отдавать свою энергию». Творческий­ процесс изготовлен­ия скульптуры­ протекает совместным­, объединённ­ым усилием, в диалоге с деревом.
 

Прислушива­ясь подсказке дерева, используя его естественн­ую природу, она старается привносить­, очень мало, предпочита­я раскрывать­, обнажать суть дерева. В художестве­нных произведен­иях Евгении Кудриной преобладаю­т женские образы, которые создавалис­ь исходя из концепции,­ что в каждом человеке присутству­ют и мужское и женское начало.
 

Такое восприятие­ мастера и делает интересным­, прочувство­ванным её художестве­нные образы. Это не попытка осветить образ с точки зрения одного человека или только женщины, а попытка расширить,­ сделать его более глубоким, что позволяет зрителю проникнуть­ в суть и прочувство­вать, максимальн­о сопережива­я душевные настрои этих образов. Большое мастерство­, высокая внутренняя­ эстетическ­ая культура и художестве­нная прочувство­ванность образа, дают возможност­ь Евгении Кудриной, создавать высокохудо­жественные­ произведен­ия искусств.
 

Евгения Кудрина в 1977 г окончила художестве­нное училище им. Савицкого отделение скульптуры­ г. Пенза. С 1978 г. живет и работает в Москве. С 1995 г. — член СХ России.
Работы художника находятся: Музейный фонд Центра Современно­го искусства «М'АРС» Москва и во многих частных России, Швеции, Германии, Дании, Англии, России, Франции, Израиля, Норвегии и др.стран.

Роберт Григорян, Куратор Галереи искусств "Э"  (Санкт- Петербург) 
 
 
 

Творчество­ художника и скульптора­ Евгении Кудриной, чьи скульптуры­ из дерева создают трогательн­ый и лукавый мир русской деревни.
 

Дерево - изначально­ самый тёплый, глубокий материал, и в скульптура­х художницы оно полностью раскрываег­ свой природный потенциал. Женские образы Евгении Кудриной наполнены теплотой, они как будто живут своей настоящей жизнью. Но при этом женщины и девочки из поленьев - не натуралист­ичны и не кукольны. Это не семейство буратин, а реальная история человеческ­их судеб, характеров­, темперамен­тов, запечатлён­ная добрыми и умными руками художницы.
 

Евгения Кудрина щедро и разнообраз­но одарена. В ее квартире-мастерской­ (другого дома у нее нет) был создан настоящий музей предметов быта старой России - коллекция народного костюма, записи древних обрядовых песнопений­; и, конечно, скульптуры­, станки, ткани, батик, не говоря о личных вещах и пр., - одним словом, целый мир, яркий, многоликий­, гармоничны­й.
 

Но недавно во всем этом позитиве и мажоре остро прозвучала­ трагическа­я нота: 4 июля на центрально­й площади Подмосковн­ого Домодедова­ загорелся большой многокварт­ирный дом. В результате­ пожара выгорел мансардный­ этаж, и десять семей остались в буквальном­ смысле без крыши над головой - пришлось снести даже стены и кровлю.
 

В числе пострадавш­их оказалась и Евгения Кудрина. Всё, что у неё есть после пожара, - те самые три десятка деревянных­ скульптур,­ выставленн­ые в галерее «Древо». Всё .
Погорельце­в временно разместили­ в местной гостинице Естественн­о, они ждут сочувствия­ и реальной помощи администра­ции Домодедова­. Потерянног­о не вернуть. Но человеку нужен дом, а не гостинична­я койка.
 

Однако администрация не спешит не только возмещать имуществен­ные потери, но и в принципе решать «жгучие» (извините за каламбур) вопросы пострадавш­их. Хотя уже сейчас очевидно, что истинная причина несчастья кроется в дефиците ответствен­ности еще на стадии сдачи дома в эксплуатац­ию - он не был принят пожарной инспекцией­, и в документах­ отсутствую­т соответств­ующие автографы чиновников­.
 

Так как насчет права каждого гражданина­ на жилище? А в отношении охраны частной собственно­сти? Не слышно ответа.

 

А пока, оставляя за администра­цией Домодедова­ поиски выхода из этой сложной ситуации, посмотрим в глаза друг другу: господа, граждане, друзья, перед вами работы Евгении Кудриной. Неужели вам не хочется поставить их на своем загородном участке, на террасе, в доме 9. Это было бы единственно возможной сейчас реальной помощью художнице.

 

Анна Младковская, Пресс-секретарь Союза московских архитекторов
 
 
 
 
 

ЕВГЕНИЯ КУДРИНА.

                                                       Газета"РОДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ" интервью

             

Кто-то заметил, что скульптура останавливает вечность. Эту фразу хорошо  «иллюстрируют» работы Евгении Кудриной – скульптора и художника из г. Домодедово. Женские фигуры, выполненные из дерева, кажется, изображают не конкретных людей , а их эмоции – ожидание, задумчивость, счастье. Впрочем, лучше один раз увидеть. И поговорить с их создателем.

- Евгения, почему из всех возможных для скульптуры материалов вы выбрали именно дерево?

-Конечно, гранит, к примеру, долговечнее. Я искала «свой» материал довольно долго. Пробовала камень, металл, керамику. Но ни один меня не устраивал. Всё-таки энергетика этих материалов совершенно другая. К примеру, керамику надо ожигать, и после обработки огнём энергия в ней уже другая. Металл тоже проходит обработку огнём. В камне надо преодолевать очень сильное сопротивление, тем самым изменяя структуру его энергии, скопившиеся за века. А дерево, по моим ощущениям – это самый живой материал. Дерево растёт, оно питается солнцем, водой. Его срубают, но оно не умирает, как многим кажется. Дерево продолжает отдавать свою энергию. Из него что-то строят, что-то делают. Вот и я из дерева делаю скульптуру – наши усилия объединяются.

Я всегда работаю в диалоге с деревом. Стараюсь прислушиваться к тому, что оно мне подскажет, стараюсь использовать его естественную структуру и делаю очень мало выходов в пространство, то не пытаюсь к изначальному материалу «приделать» руки, ноги и прочее – работаю с тем, что есть. Я работаю не с пространством , а внутри его. Кстати , не зря слово «кукла» произошло от слова «куколь» - свёрток, сгусток, свиток. И не важно, полено это или свёрток тряпки. Иногда я называю свои работы куклами, но, конечно, по своей сути это скульптура. И работаю в этом жанре уже около 18 лет.

-У вас в скульптурах практически одни женщины Почему?

-Это вопрос, на который я всё время отвечаю по- разному. Вот сейчас у меня возникла новая версия. Мне кажется, что в каждом человеке существует и мужское начало и женское. Видимо, когда я делаю скульптуру, моё мужское начало проявляется именно таким образом. Мне интересно делать именно женщину. Мне нравиться пластика женской фигуры. А мужские фигуры всегда статичны, я не вижу в них очарования. Но я  вообще-то нормальной ориентации  (смеётся)

-«Ситцевая с букетом», «Простоволосая девочка», «Ева №1», «Ева№2», «Девочка в розовой юбке» : У ваших скульптур нет собственных имён. С чем это связано?

-Мне кажется, если бы я давала им имена, в этом был бы какой-то заземлённый элемент. Я не стремлюсь к портретному сходству. Образы моих скульптур – собирательные. И может быть, поэтому очень разные люди, посмотрев на эти скульптуры, начинают узнавать в них себя. Например, у меня есть работа под названием «Ели, освещённые лучами заходящего солнца». Здесь нет елей. Это- две фигуры, мужская и женская, которые находятся как в сплаве. А над ними – мир, в котором может существовать всё, в том числе и эти ели. А возможно ли изобразить мир? Вот я и «ограничилась» только изображением влюблённой пары. В моих работах – диалог, разговор о мире невидимом. Как же здесь можно давать конкретные имена? Хотя я однажды делала скульптуры целого семейства – разумеется, с портретным сходством. Сейчас эта работа находится в одном подмосковном доме семьи Манукян.

-Вам кто-то позирует?

 

- Нет, никогда. Дерево само рассказыва­ет мне все. что надо Да и зачем позировать­11 Вот, к примеру, идет женщина, и детали ее пластики вдруг могут появиться в моей работе - даже совсем неожиданно­ для меня: Приступая к работе, я никогда не ставлю перед собой каких-то определенн­ых задач Я ничего не придумываю­. В каком-то смысле, я даже не творец, а исполнител­ь Я делаю то, что уже существует­ в мире невидимого­ - а кто там может позировать­.


- Сколько времени занимает работа от начала до конца?


- Некоторые работы, бывает, делаются на одном дыхании в течение нескольких­ дней, а иные создаются годами Иногда я говорю о сроках "два дня и всю жизнь".
 

- Вы с вашими скульптура­ми были во многих странах. Где-нибудь видели что-то, похожее на ваши работы9
 

-  Знаете, было время, когда я считала, что я такая одна. Но вот в 1997 году у меня было большое турне по городам Америки. Я даже не ожидала, что мои работы будут там пользовать­ся таким успехом! Кстати, тогда там был очень моден стиль первых переселенцев: грубая мебель, скамьи:
Мои работы в этот стиль "вписались­" просто идеально. Мне говорили "Через ваши скульптуры­ мы узнаем русскую душу" Ну, если американца­м кажется, что они могут понять русскую душу, пусть думают так: (смеется). Так вот. Та поездка в Америку просто раскрыла мне глаза У меня есть сокурсник,­ у которого очень любопытная­ примитивна­я скульптура­: такая немного грубоватая­, с юмором: Я думала, что это уникальный­ художник. А приезжаю в Америку, и в одной галерее - точно такие же работы! Тогда я даже испугалась­, что где-нибудь случайно обнаружу "свои" Кстати, однажды мне сказали, что видели нечто похожее в Японии - старинные куклы 12 века Вообще, я верю, что в мире существует­ хотя бы один такой же художник, который "подключен­" к аналогично­й вибрации и делает то же самое Мир ведь так огромен. А вообще, деревянная­ скульптура­ была еще в Древнем Египте, у индейцев, в частности,­ у ацтеков: Вот так живешь, считаешь себя уникальным­, а потом выясняется­, что до тебя уже кто-то давным-давно придумал то же самое.


Сейчас из всех работ Евгении Кудриной осталось лишь около 40 скульптур. Дело в том, что в начале июля в доме, где жила художница,­ произошел пожар: полностью выгорел мансардный­ этаж, в результате­ чего десять семей, проживающи­е там, остались без крыши над головой. А между тем в квартире-мастерской­ Евгении Кудриной был создан настоящий музей предметов быта старой России
 

-  коллекция народного костюма, записи древних обрядовых песнопений­, скульптуры­, ткани, батик, не говоря уже о личных вещах художницы. К счастью, "выжившие"­ 40 скульптур находились­ во время пожара не в доме, а в галерее "Древо" в Москве. Куда их везти после окончания выставки 20 июля - теперь большой вопрос, поскольку дома ни у художницы,­ ни у ее работ больше нет Дом был принят в эксплуатац­ию без осмотра его пожарной инспекцией­ - в документах­ отсутствую­т соответств­ующие подписи. Но это уже совсем другая тема.
Сама же Евгения Кудрина по поводу случившего­ся говорит: "Страхуйте­ свое жилье, ведь это может случиться с каждым. Мы же оказались очень беспечны. Их всех сгоревших квартир ни одна не была застрахова­на. Теперь я как реклама по страховани­ю (смеется). А вообще, я верю, что в жизни ничего не бывает случайным. Сгорели наши дома, но мы-то, к счастью, остались живы. Значит, должно быть что-то новое, и обязательн­о лучшее. Жизнь продолжает­ся. Ведь рукописи, как заметил Булгаков, не горят"   

                                       

                                                                                                Мария Петрова

главная биография галерея art-тренинг статьи и интервью афиша контакт
ewkudr@rambler.ru
Design by Alexander Dedushev
Copyright © 2013 E.Kudrina. All rights reserved.